Руководство инвестора по проверке состояния дел в логистике. Склад и транспорт

chek-list-sklad-i-transport

Логистические компании продаются и покупаются или требуют новых инвестиций. С целью общего понимания дел, для инвестора, я подготовил чек лист проверки компании: склад и транспорт. Конечно, невозможно составить единый и детализированный чек лист для всех компании специализирующихся в логистике, однако, понять общее состояние вполне возможно.

 

Содержание:

  • Бизнес-процессы компании
  • KPI
  • WMS склада
  • Производительность и показатели склада
  • Инвентаризация
  • Техническая составляющая и безопасность
  • Транспорт
  • Узкие места, риски и другие вопросы
  • Рекомендации

 

Бизнес-процессы логистической компании

Скелет или каркас любой компании, это ее бизнес-процессы (БП). Насколько внедрены и работают бизнес-процессы, настолько можно говорить об устойчивом менеджменте и стабильной работе. Из этого, следует понимать, на каком уровне функционируют БП. Перейдем к степени их реализации в действии.

1.Прописаны, согласованы и внедрены единые бизнес-процессы для всех складов. На новый склад переносится уже отработанные бизнес-процессы, а также инструкции для сотрудников всех уровней склада.

2.Бизнес-процессы хорошо работают на большинстве складов. Местами требуется доработка.

2.1 Поскольку склад или подразделение недавно открылось

2.2 БП находятся на завершающей стадии внедрения

2.3 Другое.

3.Бизнес-процессы есть, но работают не на всех уровнях и видах работ/услугах склада. К примеру, есть бизнес-процесс по определенному виду обработки товара на складе (как ответственное хранение) При этом, нет отработанных БП на других видах обработки склада.

4. Единые бизнес-процессы разработаны и согласованы. Находятся на стадии внедрения

4.1 Сколько времени уже идет внедрение БП?

4.2 Сколько, по оценке, еще будет идти внедрение БП ?

5. Многое зависит от места или специфики условий. Есть KPI. И уже на местах руководители разрабатывают свои БП, с помощью которых, достигают поставленных задач.

Практика показывает, что при отсутствии четких и отработанных БП, производительность склада ниже.

 

KPI логистики

Наличие KPI (Key Performance Indicators) — ключевых показатели эффективности, важная составляющая в общей оценке уровня управления компанией. КPI могут быть в зачаточном уровне или на уровне четко выстроенной системы мотивации, которая включает в себя ценности и цели компании. Также разберем градацию внедрения KPI

1. KPI разработан и реализован в действии для всех уровней и сотрудников отдела логистики, склада.

1.1 Какой срок KPI работает в организации

2. KPI на стадии внедрения

3. KPI работает только на уровне определенного звена, например, на уровне руководителей склада или подразделения.

3.1 KPI работает, но не во всех подразделениях

3.2 KPI работает на складе, но его нет в транспортной логистике. Или наоборот.

3.3 Есть ли KPI у рядового сотрудника логистики, например, комплектовщика или водителя.

 

chto-takoe-kpi-v-logistike-i-kak-ego-schitat
Пирамида KPI

 

Также:

  • В среднем, какое количество есть целей KPI по каждой должности (должно быть не менее 2, но и не более 4).
  • Входит ли в KPI прибыльность склада (регионального подразделения) или прибыльность всей компании.
  • Какой средний процент выполнения KPI по должностям в целом, какой с разбивкой по регионам и складу.
  • Что входит в KPI руководителя склада (регионального подразделения). KPI руководителя склада должен соответствовать целям организации/регионального подразделения.

 

Если есть интерес в этой части, то я подробнее тему KPI раскрываю в другой своей статье «Что такое KPI в логистике и как его считать».

 

Чек лист проверки компании: склад и транспорт. WMS склада

WMS (Warehouse Management System) — программное обеспечение склада, предназначенное для его автоматизации. От этого напрямую зависит стабильность работы склада и компании в целом. Здесь все просто. Постоянные сбои, это невыполненные в срок или некачественно исполненные заказы со всеми вытекающими.

Из этого важно понять насколько WMS:

  • Справляется с поставленными задачами по всем видам обработки товара/ логистических услуг.
  • Есть ли возможности ее доработки с учетом перспективы развития.
  • Каков уровень поддержки IT. Есть ли собственная команда IT или склад пользуются услугами внешней обслуживающей компании. Чрезвычайно важно в плане оперативного устранения сбоев.
  • Полная или частичная интеграция складской WMS с учетной системой всей компании?
  • Есть ли складские операции, которые совершаются вне WMS склада и почему (вопрос автоматизации, учета и прозрачности операций)

 

Сколько требуется средств и времени для доработки WMS. Это нужно почти всегда. И это затратная часть.

 

Производительность и показатели логистики

Теперь переходим к цифрам. Они достаточно объективны, так как показывают уровень организации и сервиса.

1. Если на складе есть такой функционал как ответственное хранение, каков процент точности комплектации по заказам. (99,97% это нижняя граница)

2. Если склад работает по такому виду обработки как кросс-докинг или «пик бай лайн», какой SL (service level, процент поставленного товара в рублях в срок, относительно заказанного, минус дефицит). Нижняя граница 97%.

3. Если работает по методу FIFO, то есть, что первым пришло, то первым подлежит отгрузке, какой здесь показатель? 95% это нижняя граница.

4. Какой процент брака, боя, порчи? Считается, как процент потерь к стоимости хранения за период (0,02 % в рублях это в пределах KPI)

5. Какой общий SL по всем видам обработки по складу и по транспорту (не ниже 97,5 % — хороший уровень сервиса).

6. Процент отработанных актов разногласия. Особенно это важно во взаимоотношениях 3PL – клиенты.

 

Инвентаризация склада

Итоги инвентаризации прямой показатель эффективности работы складской логистики, особенно в части сохранности, точности обработки товара. Здесь несколько ключевых вопросов:

1. Проводится ли ежегодная полная инвентаризация.

2. Каковы итоги инвентаризаций по ИНВ -19? Каковы недостачи + утери товара в рублях, выявленные за последние 3 года по компании с разбивкой по годам.

3. Каковы итоги инвентаризации основных средств за последние 3 года.

4. Присутствует ли во время годовых инвентаризаций независимый аудит.

5. Как часто проводятся частичные или выборочные инвентаризации.

 

Техническая составляющая и безопасность

Включает:

  • Заключение по оборудованию склада.
  • Заключение по состоянию складской техники.
  • Общее заключение по состоянию помещения (пола, стен, крыши)
  • Заключение по освещению складских площадей.
  • Заключение по пожарной безопасности и охране труда.
  • По прилегающей территории, подъездных зон.

 

По этому пункту уже нужен отдельный специалист или группа специалистов.

 

Будет уместно добавить:

1. Средний возраст складской техники. (10 лет это много)

2. Насколько качественно обслуживается техника склада?

3. Рассчитаны ли пандусы, ворота склада на все виды авто-транспорта. Бывает складские помещения, где или фуре не подъехать, или газель не загрузить. Из этого ограничение для клиента, а также в развитии.

4. Страхуется ли товар на складе и при перевозке (на собственном транспорте)

5. Количество ЧП произошедших за последние 2 года (тяжкое причинение вреда здоровью, обрушение стеллажей, крыши или выведенной из строя техники по вине человека)

 

Транспорт логистической компании

 1. Каков средний возраст авто-транспорта. Для понимания, крупные федеральные сети обновляют свой автопарк раз в 5-7 лет.

2. Доля наемного и собственного транспорта. Как показывает практика, в пиковые нагрузки это важный аспект.

3. Процент боя и товарных потерь при перевозке. В норме, если показатель не больше 0,01% в рублях от стоимости перевозимого товара.

4. Есть ли KPI для всех уровней сотрудников транспортного департамента, процент выполнения KPI по компании

5. Как защищен товар в транспорте от кражи с момента начала погрузки на складе до конечной точки. Используются ли температурные датчики в кузове (как в части сохранности груза, так и показатель вскрывался ли кузов в пути или нет)

 

Узкие места. Риски. Персонал и другие вопросы

Стоит обратить внимание на другие аспекты, от которых зависит эффективность работы логистической компании.

 

chek-list-sklad-i-transport
Где тонко, там и рвется

 

1. Текущая загруженность складских терминалов относительно максимальной расчетной мощности по операциям (это вопрос роста и перспектив)

2. Каковы самые узкие места склада? Где и как планируется проводить оптимизацию или модернизацию через год, два, пять лет. Есть ли прогноз роста компании именно с сопоставлением текущих мощностей складов и транспорта. Какой заложен бюджет на развитие или модернизацию складов, техники и транспорта.

3. Штат сотрудников. Свой постоянный штат или аутстаф. Свой штат в складской логистике работает точнее и продуктивнее.

4. Процент «текучки» кадров, в т ч рядового персонала в компании

5. Средний период работы в компании руководящего состава. Актуально для больших городов. В небольших городах картина иная – держатся за работу сильнее. В крупной компании, где руководство заботится о сотрудниках, не удивить рабочим стажем 12-15 лет. Дело далеко не в зарплате. Часто она строго по рынку.

6. Есть ли отдел обучения, который систематически проводит занятие по повышению квалификации сотрудников логистики. Есть ли обучающая программа для новых сотрудников. Это очень важно.

7. Находятся ли сотрудники на сдельной работе или есть фиксированная оплата за смену. Это напрямую влияет на производительность.

8. С какими известными брендами работает кампания и какой период. Ключевой показатель качества услуг.

Повторюсь.

Важно понимать узкие места в части сезонности или пиковых нагрузок. Каков опыт прохождения пиков, за счет чего это делается, каковы результаты. Зачастую клиент доволен складом пока не попал на пиковый период, что провоцирует разрыв договора. Надежность партнера 3PL проверяется его стабильностью во время пиковых периодов, честностью в части отработки актов разногласий, признания своих ошибок, прозрачностью и подведением итогов инвентаризаций.

 

Чек лист проверки компании: склад и транспорт. Дополнительные рекомендации

Не помешает:

  • Какие компании, как клиенты в прошлом, прекратили сотрудничество за последний год-два. Узнать причину их ухода.
  • Побывать на нескольких не образцово-показательных филиалах компании. Насколько это возможно, сопоставить полученные ответы с реальной картиной.
  • Посетить пару филиалов, как потенциальный клиент. Инкогнито поговорить с людьми от оператора до начальника склада.

 

Надеюсь, данный чек лист проверки компании: склад и транспорт, поможет составить картину в целом. Уже на этом этапе может быть достаточно информации, чтобы определиться в дальнейших шагах. Возможно будет интересна моя статья «Аудит склада».

 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (8 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.